Open Menu

Великолукский аккумуляторный завод «Импульс»: история продолжается!

Сорок два года назад, 14 августа 1979 года, на Великолукском аккумуляторном заводе (в прошлом ВЗЩА) был произведен первый аккумулятор типа ТНЖК.

Листая архивные страницы заводской истории, мы узнаем, что она берет свое начало в семидесятых годах прошлого столетия, когда 4 сентября 1973 года была организована дирекция строящегося в Великих Луках завода щелочных аккумуляторов.

Ее возглавил председатель городской плановой комиссии Василий Иванович Гуськов. С ноября этого же года началось формирование собственной инфраструктуры предприятия, благоустройство прилегающей территории и масштабное строительство самого завода, которое велось в две очереди.

1 июня 1979 года, после полной приемки завода по балансу, был осуществлен ввод пускового комплекса и предприятие фактически вступило в строй действующих.


история Импульса

Своими воспоминаниями о том времени, когда все еще только начиналось, поделилась Лидия Григорьевна Голубева (мэр Великих Лук с 2004 по 2009 годы), которая пришла на завод в числе первых работников и с августа 1975 года по 1991 год трудилась здесь в должности старшего инженера-технолога, инженера-энергетика, затем заместителя главного энергетика, отвечая вместе с соответствующими службами за энергообеспечение объектов завода и промузла «Северный».

– В начале семидесятых годов нынешний Северный микрорайон города представлял из себя частично заболоченные пустующие территории, дорог как таковых не было совсем. Будучи дальновидным и грамотным руководителем, Василий Иванович Гуськов приложил массу усилий не только для того, чтобы на безлюдном пустыре появился новый завод, но и многое сделал для развития целого микрорайона, за что ему огромное спасибо! Кстати, учитывая его заслуги, в том числе и в реализации данного проекта, позже ему было присвоено звание «Почетный гражданин города Великие Луки».

В период строительства завода практически в чистом поле были с нуля возведены все коммуникации: построены очистные сооружения, объекты водозабора (пробурены артезианские скважины), котельная, обеспечивающая теплом и горячей водой весь микрорайон Дружбы, а также отдельная электрическая подстанция, кстати, одна из самых крупных в городе, мощностью 126 Мвт и напряжением 110/10кВ. Строительство объектов промузла «Северный» по сути дало старт появлению в Северном микрорайоне других промышленных предприятий, которые могли пользоваться уже готовыми коммуникациями, – рассказала Лидия Григорьевна, отметив, что в этот период заводчанами была проделана колоссальная работа. – Наш трудовой коллектив начинался с двадцати человек, потом было принято уже около трехсот работников, которые сразу же были командированы на строительство завода. На тот момент строителями были все: станочники, слесари, электрики… Все делали сами, вместе строили, месили сапогами грязь, с каждым днем приближая момент, когда мы сможем наконец-то приступить к выпуску аккумуляторов.


Как пояснила Лидия Григорьевна, кроме стройки непосредственно заводских помещений, завод параллельно возводил и жилые дома для своих специалистов, что являлось огромным плюсом для привлечения кадров. Со временем у завода также появились свои общежитие и детский сад.

В 1978 году, еще до момента запуска предприятия, дирекция ВЗЩА располагалась в бытовом корпусе (прим. – здание, где сейчас находятся офисы заводоуправления). А огромный административный шестиэтажный корпус тогда еще представлял из себя просто остов…


На ключевые посты руководителей технических служб, цехов и подразделений в основном назначались приезжие специалисты, хорошо разбирающиеся в аккумуляторном производстве. В 1987 году главным инженером завода, а затем первым заместителем директора великолукского предприятия «ВЗЩА» стал выпускник Сибирского государственного технологического института, опытный руководитель, по профессии инженер химик-технолог Борис Николаевич Каракаев, которого многие великолучане хорошо знают не только как промышленника, но и политического деятеля – он неоднократно избирался депутатом Псковского областного Собрания, является почетным гражданином Великих Лук.

Отметим, что многие руководители городского масштаба начинали свою деятельность на аккумуляторном заводе. В 1981 году технологом, а затем энергетиком здесь был Евгений Владимирович Шумайлов, возглавляющий сегодня МП «Водоканал». С 1982 по 1986 год заводом щелочных аккумуляторов руководил экс-мэр Великих Лук, почетный гражданин города Алексей Андреевич Мигров. В свое время на заводе работал заместитель главы города Великие Луки Сергей Николаевич Агарев, а также великолукский общественник, экс-депутат Великолукской городской думы Павел Григорьевич Васильев, бывший заместитель главы администрации Великих Лук Владимир Евгеньевич Савельев и многие другие.

– После ввода в строй производственных цехов мы начинали выпускать аккумуляторы небольшими партиями, – продолжила свой рассказ Л.Г. Голубева. – Большое внимание уделялось соблюдению техники безопасности при работе с химическими элементами. Несмотря на то, что в цехах была установлена мощная вентиляция, все работали в респираторах.

Серийный выпуск основной продукции – щелочных аккумуляторов начался в 1981 году. С вводом производственных мощностей, запуском водородно-кислородной станции структура предприятия менялась в сторону увеличения цехов, участков, отделов основного и вспомогательного производства, где на начало 1987 года было 2 основных цеха: цех нестандартного оборудования и цех тяговых аккумуляторов, 13 цехов и вспомогательных участков, 26 отделов и 3 непромышленно-структурных подразделения (жилищно-эксплуатационный участок, ясли-сад и подсобное сельское хозяйство).


Профком завода, который возглавляла Лариса Карловна Бредис, занимался разбором жалоб работников, улучшением жилищных условий для заводчан путем распределения квартир в построенных заводом многоквартирных домах, а также выделением мест в детских садах, яслях.

К концу восьмидесятых годов становление коллектива практически было завершено. Количество работающих заводчан достигало уже более двух тысяч человек. Однако, несмотря на стабильную работу такого промышленного гиганта, в постперестроечный период, а потом и в двухтысячных годах, когда начали рушиться иллюзии развития российской экономики, удержать на плаву такое крупное предприятие оказалось делом довольно сложным. Итогом стало постепенное угасание деятельности одного из крупнейших великолукский заводов. Это продолжалось до того момента, пока к руководству компанией не пришла команда молодых энергичных руководителей, решивших вновь возродить в Великих Луках аккумуляторное производство.

Отметим, что за годы работы завода, поменявшего несколько названий и форм собственности, во главе трудового коллектива стояли многие руководители. Среди них были: Василий Иванович Гуськов, Алексей Андреевич Мигров, Николай Павлович Чумаков, Владимир Васильевич Величко, Василий Васильевич Бозылев, Виктор Прокофьевич Шиповалов, Игорь Юрьевич Афанасьев, Михаил Юрьевич Валов, Олег Юрьевич Залетов.

В сентябре 2019 года на производственных площадях завода появляется общество с ограниченной ответственностью «Великолукский аккумуляторный завод «Импульс», которое возглавил Кирилл Александрович Прокофьев. В настоящее время здесь выпускают высококачественные щелочные и свинцово-кислотные промышленные аккумуляторы и батареи для нужд электроэнергетики, добывающей и атомной промышленности, морского и речного транспорта, железных дорог и метрополитена, коммуникации и связи, а также для напольного электротранспорта, используемого практически во всех сферах народного хозяйства.

В планах руководства – не только расширить линейку производимой продукции, повысить ее качество и увеличить географию поставок, но и сформировать коллектив настоящих единомышленников, объединенных одной целью – созданием современного высокотехнологичного предприятия европейского уровня, работать на котором интересно и престижно. А значит, история завода продолжается!

Latest news