Open Menu

В канун профессионального праздника исполнительный директор ООО «ВАЗ «Импульс» рассказал о жизни завода и планах на будущее

В последнее воскресенье сентября трудовой коллектив Великолукского Аккумуляторного Завода «Импульс» отметил свой профессиональный праздник — День машиностроителя. 

Традиционно, в это время принято подводить промежуточные итоги деятельности компании и строить планы на будущее. Об этом мы и поговорили с исполнительным директором ООО «ВАЗ «Импульс» Артёмом Худолеем – человеком, которого по праву можно назвать руководителем «нового формата», чьи идеи, целеустремлённость и конструктивный подход к делу вселяют в заводчан уверенность в успешном будущем их родного предприятия.

 – Артём Александрович, у Великолукского аккумуляторного завода богатая, но непростая история. Какие основные её вехи Вы могли бы выделить?

– В конце семидесятых годов, а если быть точным, то 1 июня 1979 года после полной приёмки завода по балансу, построенное с нуля предприятие официально вступило в строй действующих и постепенно превратилось в один из крупнейших промышленных объектов Великих Лук. Здесь был налажен выпуск щелочных аккумуляторов, широко востребованных практически во всех отраслях промышленности. Около десяти лет назад на заводе начался процесс освоения свинцово-кислотных промышленных аккумуляторов и батарей, которые на данный момент занимают основную долю производимой на «Импульсе» продукции.

– До прихода на предприятие новой команды руководителей, заводу было суждено пережить череду кризисов и даже несколько банкротств, вплоть до полной остановки производственного процесса. Однако, с середины 2019 года ООО «ВАЗ «Импульс» начал своё возрождение. Что оказалось самым сложным в процессе восстановления завода?

– Первое, это кадровая проблема. Не хватало профессионалов и квалифицированных профильных специалистов в области производства свинцово-кислотных аккумуляторов. Аккумуляторная отрасль долгие годы не поддерживалась со стороны государства и отсутствие специальных программ по её развитию привело к тому, что иностранные компании её полностью задавили. Кроме того, опытным, знающим своё дело специалистам-аккумуляторщикам, которых фактически остались единицы, оказалось некому передавать свои знания, потому что молодёжь сейчас охотнее пойдёт работать в «Пятёрочку», чем будет стремиться выучиться на такие профессии, как инженер, технолог, конструктор. И это на самом деле очень большая проблема, причём не только в Псковской области, но и в России в целом.

А ещё одна проблема, с которой нам пришлось столкнуться при запуске производства, это состояние станочного парка, так как оборудование в цехах долгое время никто не обслуживал и не обновлял.

– Что подкрепляло Вашу уверенность в том, что всё же удастся реанимировать завод, и он сможет заработать в полную силу?  

– Понимание того, что развитие данной отрасли, несмотря на все происходящие в ней сегодня процессы, по-прежнему является очень важным и востребованным направлением для российского рынка и обеспечения промышленной безопасности государства. Кроме этого, мы получили поддержку от иностранных партнёров, что позволило нам запустить сложный и многоступенчатый процесс восстановления завода.

– Артём Александрович, расскажите, что конкретно удалось сделать для развития компании за эти два года?

– За этот период мы смогли восстановить работоспособность оборудования, частично отремонтировали цеха и бытовые помещения, сформировали из уже работающих заводчан и привлечённых со стороны специалистов сплочённую команду единомышленников. И самое главное – мы вернули нашим потребителям веру в то, что российские компании могут производить надёжные промышленные аккумуляторы и батареи высокого качества.  

– Удалось ли сохранить костяк из так называемой «старой гвардии»?

– Когда осенью 2019 года аккумуляторный завод вернулся к жизни, многие бывшие работники начали возвращаться сюда. Сейчас здесь остались работать люди, которые готовы дальше идти вместе с нами, развиваться и искать новые пути решения поставленных задач. Современный рынок диктует свои условия, и чтобы выжить в условиях жёсткой конкуренции, необходимо быть готовым грамотно и оперативно отвечать на все вызовы времени. 

– А каким именно должен быть сотрудник Вашего предприятия?

– В первую очередь, у человека должно быть искреннее желание двигаться вперёд, постоянно совершенствуя свои профессиональные навыки. Во-вторых, он должен выполнять свою работу, оценивая её с позиции нравится ли ему самому то, что он сделал, а не по принципу: «и так сойдёт», как в одном известном мультфильме. И третье, у него должно быть понимание, что завод – это живой организм, и чтобы он был здоров, необходимо осознать, что все мы – единая команда, объединённая общими целями и задачами, для реализации которых нужно искать всевозможные способы, а не причины, почему что-то не получилось.

– Чем, на Ваш взгляд, сегодня можно привлечь на завод молодёжь и востребованных грамотных специалистов?

– На самом деле, это очень сложно. Не так много людей желает работать на предприятиях города. Молодёжь не хочет учиться. Им кажется, что можно много, легко и быстро заработать на Tik-Tok и YouTube. Но, как показывает жизнь, не всем удаётся скачать своё счастье из интернета.

– В советское время на заводе было много добрых традиций. Некоторые из них начали возрождаться вновь. Это способствует улучшению микроклимата в коллективе?

– Без сомнения. Мы стараемся многое делать для того, чтобы сплотить коллектив. Кроме того, восемь часов своей жизни в будние дни человек проводит на работе. Соответственно, он должен ощущать себя на заводе комфортно, и тогда ему захочется быстрее сюда прийти и с хорошим настроением выполнять свою работу. 

– Какие виды и типы аккумуляторов в настоящее время производит ВАЗ «Импульс»?

– Завод имеет широкую номенклатурную линейку выпускаемой продукции.  Это щелочные (никель-железные и никель-кадмиевые) аккумуляторы и свинцово-кислотные (тяговые, стационарные и стартерные локомотивные) аккумуляторы и батареи, которые используются в сфере электроэнергетики, добывающей и атомной промышленности, морского и речного транспорта, железных дорог и метрополитена, коммуникации и связи, а также для напольного электротранспорта и рудничных электровозов. Причём основная доля продукции принадлежит именно свинцово-кислотному направлению. Оно представлено малообслуживаемыми стационарными аккумуляторами OPzS с жидким электролитом,  герметизированными стационарными аккумуляторами OPzV, тяговыми аккумуляторами типа PzS , стартерными локомотивными батареями 2ТН-450; 32ТН-450-У2; 48ТН-450-У2 и герметизированными 12-вольтовыми аккумуляторами, изготовленными  по технологии AGM.

– Вы отметили, что акцент в производстве делается именно на свинцово-кислотную группу. Почему?

– Во-первых, данный тип аккумуляторов является наиболее востребованным в мире по причине своих универсальных свойств и более современных технологий. А во-вторых – это лучший пример экономики замкнутого цикла, так как свинцово-кислотные АКБ поддаются 99-ти процентной переработке после окончания своего срока службы. То есть, в отличие от литий-ионных батарей практически все материалы, из которых изготовлены свинцово-кислотные аккумуляторы, получают новую жизнь путём рециркуляции. 

– На сегодняшний день проблемы загрязнения окружающей среды остаются одними из самых актуальных. А как обстоят дела с экологией на Великолукском аккумуляторном заводе?

–  Данная проблема на ВАЗ «Импульс» решена. У нас имеется специальная лицензия, выданная Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на осуществление деятельности по обращению с отходами I – IV опасности. Эта лицензия позволяет предприятию выполнять работы по сбору и утилизации различных видов отработанных аккумуляторов, а также обезвреживанию отработанных аккумуляторных щелочей и серной кислоты не только собственно производства, но и сторонних компаний, а также осуществлять сбор, обработку и утилизацию отходов, содержащих никель, свинец. Кроме того, на заводе установлено специальное оборудование для двойной фильтрации воздуха и очистки стоков, благодаря чему городская окружающая среда не подвергается опасности из-за производственной деятельности нашего предприятия. На установке очистных сооружений мы не экономим, потому что без соблюдения экологических норм промышленное производство может быть опасным для людей и природы. А это недопустимо.

Процесс модернизации производства требует достаточно больших финансовых затрат. Оправдывают ли себя такие огромные вложения? 

– Да, это необходимо делать, если ты действительно думаешь о будущем. Как известно, деньги делают деньги. Следовательно, изначально вложив финансовые средства в развитие компании, мы имеем возможность не только создавать качественный продукт, который имеет спрос, но и наращивать его объёмы. А чем большее количество изделий мы изготовим и чем выше будет их качество и шире номенклатура, тем большую долю рынка мы сможем занять. Это, в свою очередь, гарантирует заводчанам стабильную заработную плату, которая будет постоянно расти, все социальные гарантии, улучшение бытовых условий во внутризаводских помещениях, а также новые рабочие места.   

– Чувствуется ли понимание со стороны коллектива важности реализации всех этих задач?

– Да, многие заводчане уже сами активно включились в этот процесс, им стало интересно работать на «Импульсе». Они видят изнутри, как идёт процесс модернизации их родного предприятия, чувствуют происходящее на заводе движение, присутствие в цехах иностранных специалистов, участвующих в установке нового оборудования, ощущают искреннюю заинтересованность руководства именно в развитии компании. Люди понимают, что мы пришли на завод не для того, чтобы его обанкротить, как это неоднократно происходило до нас. Наша команда заинтересована в том, чтобы у предприятия было будущее, а значит, и будущее у всех, кто трудится на ВАЗ «Импульс».  

– Внесли ли какие-то коррективы в реализацию плана по техническому перевооружению завода ограничения, связанные с Ковид-19?

– Конечно, отбросив нас, как минимум, на год в этой работе. Так как модернизация была запланирована на лето 2020 года, из-за пандемии и закрытия границ большое количество заказанного импортного оборудования было практически невозможно доставить в Великие Луки. Также возникли большие сложности со въездом в Россию иностранных специалистов, которых мы пригласили на завод для участия в процессе запуска новых производственных линий. Кроме того, за прошедший период в несколько раз возросла стоимость логистических затрат на транспортировку оборудования, поэтому пришлось корректировать бюджет, в который на данные цели изначально были заложены совершенно другие суммы. Однако, несмотря на все эти сложности, мы двигаемся вперёд.

– Комплектующие для аккумуляторов производите сами или приходится закупать на стороне?

— Производство щелочной группы аккумуляторов полностью локализовано на предприятии. Закупается только сырьё:  железо, никель, которое используется для приготовления активных масс. Что касается свинцово-кислотных АКБ, то в настоящее время у нас ведётся работа по постепенной замене части импортных комплектующих на элементы российского изготовителя и выходу на полный цикл производства промышленных аккумуляторов и батарей. 

–Главный девиз ВАЗ «Импульс» — «Качество превыше всего!». Как Вы этого добиваетесь?

– Любой продукт состоит из материала. А значит, можно экономить на качестве самих материалов и комплектующих. Но мы этого не делаем. Вся наша продукция производится строго согласно технической документации, и даже в это тяжёлое время мы закупаем комплектующие самого высокого качества и сами делаем всё, что зависит от нас, чтобы на выходе получить качественный продукт. Стараемся также по возможности минимизировать влияние человеческого фактора за счёт максимальной автоматизации производства, в том числе и автоматического контроля качества. 

– А кто является основными потребителями продукции ВАЗ «Импульс»?

– На сегодняшний день мы осуществляем поставки аккумуляторов и батарей компаниям, которые обеспечивают работу электротранспорта на тяге. Наша продукция широко применяется для обеспечения резервного питания структур Ростелекома. Мы поставляем аккумуляторы для ОАО «РЖД» как напрямую, так и в составе оборудования, используемого на железной дороге. Среди наших потребителей есть Росатом и Ростелеком. 

– Артём Александрович, каким Вам бы хотелось бы видеть завод в ближайшем будущем?

– Красивым, процветающим, чистым, современным, где людям будет приятно находиться, где они будут получать удовольствие от работы и профессионально развиваться.  Но для этого нам нужно сначала поднять до нужного уровня производство, а затем мы планируем приступить к более масштабному благоустройству территорий и улучшению бытовых условий для наших сотрудников.

– То есть, реальные предпосылки для реализации таких амбициозных планов есть?

– Мы видим, что подобные заводы есть и за рубежом, и у нас в стране. И всё это было создано такими же, как и мы людьми за определённый период времени. Соответственно, если это создано людьми, значит люди могут повторить. Было бы желание и правильно сформированный менталитет как у руководителей, так и у исполнителей. Если все вместе мы будем двигаться в одном направлении, то обязательно достигнем цели.

Последние новости